Транспорт
Транспортназад

Самолеты на электродвигателях и такси в небе

Airbus и Boeing собираются в ближайшие несколько лет кардинально изменить авиастроение

Александр Воробьев

Быстрее и безопаснее для экологии

По мнению концерна Airbus, коренным образом авиаперевозки через 20 лет изменит прежде всего электрификация самолетов. Первые полеты гибридного самолета вместимостью 100 кресел могут состояться уже в 2030 г., говорит представитель компании. В гибридном самолете за полет отвечают электрические двигатели, питание которых обеспечивает одна или несколько вспомогательных газотурбинных силовых установок, связанных с генератором. Такие самолеты будут более экономичны и экологичны. Затем самолеты станут полностью электрическими.

Прогноз Boeing на ближайшие 20 лет менее революционный. Глобальный парк самолетов будет состоять из лайнеров тех же моделей, что производятся сегодня, но с усовершенствованными интерьерами и более экономичными двигателями. Однако вместе с обычными самолетами перевозить пассажиров и грузы будут новые летательные аппараты, в том числе электрические или гибридные электрические воздушные суда, беспилотные грузовые летательные аппараты, возможно, городское воздушное такси и сверхзвуковые бизнес-джеты, говорит представитель Boeing.

У лайнеров будущего возможно появление новой формы крыла. Крыло альбатроса вдохновило дизайнеров Airbus на разработку так называемого «гибкого крыла», которое сейчас тестируют с помощью радиоуправляемой испытательной модели AlbatrosOne. Эта модель сделана по образцу А321 с той лишь разницей, что крыло оснащено шарнирами, которые позволяют внешним 25% поверхности крыла свободно двигаться в полете при порывах ветра (как у альбатроса). Это позволяет увеличить надежность крыла, снизить его массу и нагрузку на центральную часть, а также уменьшить аэродинамическое сопротивление самолета.

В сфере беспилотников возможно появление лайнеров небольших размеров (от одного до четырех пассажиров) для жителей крупных городов. Airbus работает над двумя подобными проектами: Vahana и CitiAirbus. Первый лайнер – это одноместный беспилотный летательный аппарат, который взлетает и садится вертикально. Vahana впервые поднялся в воздух на высоту 5 м в январе 2018 г. и с тех совершил более 40 успешных полетов. CitiAirbus – четырехместный летательный аппарат на аккумуляторе, тоже выполняющий вертикальные взлет и посадку. Он также уже поднимался в воздух в мае 2019 г.

После 2030 г. вероятно распространение трех революционных трендов, которые изменят облик гражданской авиации, отмечает младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко. Это гибридные и полностью электрические двигатели; перелеты на сверхзвуковых скоростях; а также сокращение пилотов до одного в кабине и переход на полностью автономные/беспилотные перелеты.

Умный дом в небе

Авиапроизводители будут конкурировать не только в скорости и экологичности, но и в качестве сервисов.

Boeing тестирует возможности интернета вещей на стенде компании в Центре концептуальных технологий в Эверетте, штат Вашингтон, и обещает первые тесты на реальных рейсах уже осенью этого года.

Новые технологии должны повысить эффективность работы летного экипажа, увеличить прибыль авиакомпаний и повысить качество услуг. Разработанный Boeing интеллектуальный помощник салона Эллен (получил имя в честь первой женщины-бортпроводника Эллен Черч) по голосовой команде сможет закрывать багажные полки, менять режим освещения, открывать шторки иллюминаторов, а также информировать экипаж о креслах, которые не приведены в вертикальное положение при взлете или посадке. Также Эллен поможет сэкономить время экипажу, сообщая, например, что последняя бутылка апельсинового сока находится на кухне в носовой, а не в хвостовой части самолета.

Дом на рельсах



Поезда уже сейчас стали не просто средством передвижения, а домом на время поездки, рассуждает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Возрастает запрос на индивидуальное пространство, эргономику посадочного места, доступ к различным сервисам (питание, розетки и WiFi). Под эти ожидания интерьер и технологии пассажирского подвижного состава подстраиваются уже сегодня. Вторым важнейшим фактором изменения поездов является требование сокращать время в пути, и высокоскоростных магистралей будет все больше, уверен Саакян.
«Транспортные системы, как и многие другие отрасли, становятся более цифровыми. В перспективе 20 лет эта тенденция будет только усиливаться», – согласен гендиректор компании «Сименс мобильность» Йорг Либшер. Например, график движения поездов станет гибче, а составом будет управлять автопилот. Во время поездки пассажиру будут предлагать все больше услуг – например, пройти медицинское обследование. Кроме того, все больше внимания будет уделяться экологичности транспорта. В Европе растет интерес на подвижной состав с альтернативными источниками энергии, рассказывает он: «В частности, мы работаем над использованием альтернативных источников энергии для поездов».
«Через 20 лет технологии позволят запустить [в России] поезда нового поколения с капсульными вагонами, а также вагонами с первоклассной отделкой и сервисом. Количество классов обслуживания увеличится», – считает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. А вот экстерьер, скорее всего, мало чем будет отличаться от сегодняшнего, думает Иванкин: это обусловлено габаритами внешних сооружений на железной дороге.

Минимизировать задержки и отмены рейсов, а также сократить расходы авиакомпании на технические осмотры кабин Boeing планирует за счет оснащения самолетов новыми умными датчиками. Они заранее предупредят экипаж о потенциальном отказе оборудования – клапана слива в туалете, например, или привода, который не позволит опустить кресло. Благодаря цифровизации кабин пассажиры смогут через свои смартфоны узнавать об объектах на земле, пролетая над ними, или сделать селфи на камеру, установленную на законцовке крыла.

Ставку на цифровые технологии и обеспечиваемый ими новый уровень комфорта делает и Airbus. Он также разрабатывает умный салон. Примеры умных решений: багажные полки сами покажут, есть ли там свободное место и сколько вещей в них еще поместится. При желании пассажир сможет забронировать место для чемодана со своего телефона еще до того, как попадет на борт. Технология умных кресел позволит сканировать и запоминать индивидуальные настройки каждого пассажира, данные по прошлым поездкам будут собираться в единой базе, что позволит креслу самому предлагать пассажиру его любимый наклон спинки или положение подголовника. Путешественники смогут через телефон заказывать питание и напитки на борту еще до того, как начнется обслуживание.

Обратная сторона цифровизация – возможные сокращения пилотов и бортпроводников, предупреждает партнер PwC Алексей Фегецин. По его словам, очевидна тенденция на сокращение обслуживающего персонала в воздухе.