Транспорт
Транспортназад

Автомобили без руля и автобусы-амфибии

Какими станут автомобили и городской транспорт в ближайшие 20 лет

Владимир Штанов

С такой масштабной технологической революцией в автомобильной отрасли производители машин, пожалуй, еще не сталкивались, признавался в интервью «Ведомостям» главный дизайнер группы Renault Лоренс ван ден Акер. По прогнозу Boston Consulting Group (BCG), к 2035 г. 24% продаваемых в мире автомобилей будут беспилотными. Их активное применение может привести в целом к сокращению парка автомобилей в городах на 60%, выхлопных газов – на 80%, дорожных происшествий – на 90%.

Автомобили изменят начинку…

Серийное внедрение технологий беспилотного управления станет причиной больших изменений в интерьере автомобилей, уверены партнер BCG Артурс Смилкстиньш и директор практики PwC в России Виктория Синичкина. Благодаря отсутствию руля и других элементов ручного управления салон станет функциональнее, и пассажиры смогут заниматься в дороге собственными делами. Блок управления будет переводиться на сенсорные экраны, а впоследствии автомобиль полностью перейдет на автономное управление.

Акер объясняет, что внутри автомобиля станет гораздо больше места еще и потому, что электродвигатели и батареи можно будет убрать в нижнюю часть машины. В салоне появится больше экранов и связь с любыми ресурсами через облачные сервисы.

Концепт коммерческого беспилотного автомобиля  The Mercedes-Benz Vision Urbanetic
Фото: Ralph Orlowski / Reuters
Концепт коммерческого беспилотного автомобиля  The Mercedes-Benz Vision Urbanetic

Сейчас автомобиль – это нерегулируемое поле битвы между автопроизводителями, интернет-компаниями и поставщиками дополнительного оборудования, отмечает руководитель центра EY Юрий Гедгафов. Водитель выиграет, когда они все смогут договориться и построят для него экосистему сервисов – от заправок, программ лояльности, финансовых продуктов до электронной коммерции. Такие договоренности, по мнению Гедгафова, вполне реальны и приведут к развитию услуг обслуживания автомобиля и его заправки/зарядки, доставки товаров с учетом геолокации и сведений о состоянии автомобилей, водителей и пассажиров.

Однако Гедгафов не уверен в стремительном развитии беспилотных автомобилей. Они точно будут активно использоваться на контролируемых территориях, например в аэропортах, но для массового внедрения нужна координация между регуляторами, автопромом, технологичными компаниями и инфраструктурными компаниям. Аналогичная ситуация, продолжает Гедгафов, с летающим автомобилями: технология будет готова, производство налажено, а регулирование и инфраструктура – нет.

…и могут стать меньше

По мнению Синичкиной из PwC, тренд на индивидуальность и стремление к повышению эффективности приведет к тому, что легковые машины будут уменьшаться в размерах.

Автомобили могут стать компактнее благодаря новым материалам и уменьшению двигателя, согласен исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Однако говорить о кардинальном уменьшении габаритов неправильно: во-первых, для большинства людей важны размеры салона, а во-вторых, есть требования к пассивной безопасности.

Судя по тестовым образцам беспилотных автомобилей, одним из наиболее эффективных видов кузова может стать форма беспилотного микроавтобуса, отмечает Смилкстиньш из BCG. Пока сложно сказать, как это отразится на размерах автомобилей, но в сегменте частных автомобилей производители будут по-прежнему делать упор на комфорт владельца.

Дороги выходят на связь

Некоторые компании видят машины будущего одноместными, но развитие автомобиля будет тесно связано прежде всего с изменениями инфраструктуры – дорога станет интеллектуальной, подчеркивал в интервью «Ведомостям» председатель совета директоров Mitsubishi Motors Такаси Нисиока.

Речь о так называемых умных дорогах, способных обмениваться информацией с автомобилями, контролировать транспортные потоки (уведомляя в том числе о ДТП, ремонте, пробках), следить за соблюдением правил дорожного движения, состоянием дорожного покрытия, внедрять различные сервисы – например, оплату проезда. Такую инфраструктуру для автоматизированных автомобилей хотят создать и в России.

Но не все считают, что для беспилотных машин нужны особые условия. «Технология, которую мы разрабатываем, полностью полагается на существующую инфраструктуру, – рассказывал в интервью «Ведомостям» руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук. – Не нужно менять дороги, устанавливать дополнительные датчики и сенсоры. Мы строим беспилотный автомобиль и не видим никаких инфраструктурных препятствий: в тех условиях, в которых может водить автомобиль человек, его сможет водить и робот». Такую позицию он объясняет опасностью разрывов связи: «Нельзя говорить, что беспилотная система надежна, если ей требуется постоянное подключение к интернету. Потому что его невозможно постоянно обеспечить».

Впрочем, оговаривается Полищук, взаимодействие с объектами дороги было бы полезным для беспилотников. Например, если светофоры могли бы передавать свое состояние в эфир. «Но тогда возникает риск хакерского взлома», – предупреждает он.

Бензин или электричество?

Опрошенные «Ведомостями» эксперты уверены, что автомобили на двигателях внутреннего сгорания не исчезнут в ближайшие 20 лет, хотя доля авто на электродвигателях будет расти.

20 лет для автопрома – это немного, объясняет Гедгафов из EY. Он напоминает, что про переход с двигателя внутреннего сгорания на электрические и паровые двигатели говорили с начала семидесятых. Прошло 50 лет, и электромобили пока экзотика, про пар вообще забыли.

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания, несмотря на рост популярности электромобилей, будут доминировать, говорил Такаси Нисиока. По оценке Volkswagen Group, к 2030 г. машины с двигателями внутреннего сгорания будут занимать половину автомобильного рынка. «На протяжении ближайших 10–20 лет автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут сосуществовать с электромобилями <…> Очень интересно, как мы сможем соединить два этих мира, – это серьезный вызов», – отмечал в интервью «Ведомостям» гендиректор Volkswagen Group Маттиас Мюллер.

На автобусе по реке

Тренды, которые будут определять развитие общественного наземного транспорта в ближайшие 20 лет, аналогичны тем, которые влияют на автомобили – экологичность, экономичность, скорость и универсальность, ожидает Синичкина.

Представитель ГАЗа рассказывает, что компания планирует усовершенствовать свои электробусы, ведь в будущем изменятся емкость, вес, цена батарей, дальность хода и скорость зарядки (через 50 лет возможно появление даже бесконтактной зарядки автобусов от батарей под дорожным полотном). Могут появиться не только беспилотный общественный транспорт, но и автобусы-амфибии для передвижения по суше и воде. Однако, по словам представителя ГАЗа, использование автобусов-амфибий пока скорее актуально на туристических маршрутах, а не как общественный транспорт.

Сильно изменится пригородное железнодорожное движение. По словам председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, оно будет полностью интегрировано с городским транспортом и именно железная дорога станет аналогом метро в средних городских агломерациях.

Это не постановочный кадр. Туристический автобус-амфибия уже есть в Гамбурге
Фото: Christian Charisius / DPA / TASS
Это не постановочный кадр. Туристический автобус-амфибия уже есть в Гамбурге

Все виды наземного транспорта постепенно превратятся в аналог метро, считает заместитель гендиректора по развитию городского транспорта «Трансмашхолдинга» Андрей Васильев. «При помощи различных сервисов процесс пересадки с одного транспорта на другой будет происходить очень легко и комфортно», – уверен он. Сам рельсовый транспорт, по мнению Васильева, станет цифровым (например, практически любая поверхность будет способна передавать информацию цветом, звуком, изображением), более скоростным, безопасным, комфортабельным (развитие систем обеспечения климата, акустический комфорт и проч.) и индивидуальным. «Мы будем стремиться делать для пассажира приватную атмосферу, насколько это возможно в общественном транспорте», – заверяет он.

Идеальным городом будущего Васильев представляет пространство, в котором по поверхности можно будет только гулять, а весь транспорт окажется или под землей, или в пределах изолированных инфраструктурных комплексов. Современные технологии позволяют это сделать, подчеркивает он.