Деньги
Деньгиназад

Банки станут незаметными для клиентов

Как новые технологии изменят платежи

Анна Еремина

Финансовые технологии со стремительной скоростью превращаются из футурологических мечтаний в элемент повседневности. Осенью 2016 г. сервисы Apple Pay и Samsung Pay только выходили на российский рынок, а сегодня Россия в тройке мировых лидеров по числу транзакций с их использованием. Технологии, делая нашу жизнь удобнее, незаметно влияют и на наше поведение: например, пользователи Apple Pay и Samsung Pay совершают втрое больше транзакций, чем те, кто расплачивается картой, делился статистикой ОТП-банк. Часть игроков уже начали эксперименты с оплатой в магазинах по изображению лица, в их числе Сбербанк, а также «Ростелеком» как оператор государственной Единой биометрической системы. Учитывая скорость развития финтеха и быструю адаптацию человека к новому, не исключено, что через несколько лет наш опыт взаимодействия с финансовыми институтами изменится радикально. «Ведомости» разбирались, чего ждать от финансов будущего.

Банкинг где угодно, но только не в банке

Исторически финансовые институты были нужны для решения трех базовых задач: сохранение и приумножение, перемещение денег и доступ к кредитам. Эти потребности останутся у людей и в будущем, но способы их удовлетворения изменятся.

С 2010 по 2030 г. новыми пользователями финансовых услуг станут от 2,5 млрд до 3 млрд человек, причем 95% из них ни разу не посетят отделение банка – его им заменит мобильный телефон, предсказывает австралийский футуролог в области финансов Бретт Кинг в книге с говорящим названием «Банк 4.0.: Банкинг где угодно, но только не в банке».

Россия в тройке мировых лидеров по числу транзакций с использованием Apple Pay и Samsung Pay
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости
Россия в тройке мировых лидеров по числу транзакций с использованием Apple Pay и Samsung Pay

Этот тренд особенно заметен в Азии и Африке. Треть доходов финтех-компаний приходится на Азию, где провайдерами финансовых сервисов стали технологические компании, говорится в июньском исследовании Всемирного банка и МВФ «Финтех: его состояние на данный момент». Китайский рынок платежей с помощью смартфонов в 2018 г. достиг $41,5 трлн, приводит данные Народного банка Китая агентство Caixin. Причем 90% рынка занимают два технологических гиганта – Tencent (ему принадлежит мессенджер WeChat, позволяющий осуществлять платежи) и Alibaba Group, аффилированная с Ant Financial, владеющей Alipay. И WeChat Pay, и Alipay – это небанковские мобильные приложения, которые позволяют расплачиваться за товары и услуги путем сканирования QR-кода. Источником фондирования для этих приложений может быть банковская карта, электронный кошелек, кредитный лимит. Alipay – это суперприложение с разными сервисами, объяснял «Ведомостям» его популярность у китайцев директор по развитию бизнеса Alipay в России и СНГ Богдан Задорожный: без перехода на сторонние сайты и внешние приложения можно, например, заказать еду, забронировать столик в ресторане, купить путевку, взять напрокат велосипед и т. д.

Примерно половина всех розничных платежей совершаются в Китае с помощью мобильных приложений. Их распространение во многом связано с совпадением разных факторов: недостаточно развитой инфраструктурой приема банковских карт, быстрым развитием интернета, низкой стоимостью смартфонов.

Наиболее распространены QR-платежи в азиатских странах
Фото: AFP
Наиболее распространены QR-платежи в азиатских странах

С инфраструктурными проблемами и неразвитостью традиционного финансового сектора связана популярность платежей с помощью мобильных телефонов и в Африке – южнее Сахары. По данным того же исследования Всемирного банка и МВФ, посвященного финтеху, почти у каждого четвертого взрослого жителя региона есть мобильный счет. На него могут зачисляться зарплаты, такие счета используют для покупок и денежных переводов.

Пока на финтех-компании приходится лишь около 6% всех доходов в мире от финансовых услуг, подсчитали авторы исследования, это примерно $590,8 млрд. Но инвесторы верят в будущее таких компаний, которые при выходе на IPO были оценены в $90 млрд – это 20% от оценки стоимости глобальных финансовых компаний при размещении.

Европа занимает второе место по привлечению венчурного финансирования финтех-компаниями, в 2018 г. инвестиции в них составили $34,2 млрд, говорится в исследовании Всемирного банка и МВФ про финтех. Большую роль в развитии финансовых технологий играют регуляторы. Великобритания обязала банки предоставить через открытые интерфейсы – Open API – доступ к клиентским данным третьим сторонам. Например, это может быть финтех-компания, создавшая приложение, помогающее, скажем, управлять личными финансами. Такие открытые API позволят людям выбирать, чьим интернет-банком или финансовым приложением пользоваться. Внедрить их с 2018 г. европейские банки обязывает Вторая платежная директива, принятая Советом Евросоюза.

Банки станут незаметными

Банковские продукты будут трансформироваться под задачи конкретного человека и становиться все более незаметными в его жизни: на самом деле людям не нужна ипотека – им нужна квартира, им не нужно каско или ОСАГО – им нужно ездить на машине, говорит директор PwC Виктор Морозов. Сейчас банки засыпают людей звонками и сообщениями об одобренных кредитах – и в основном это стрельба вхолостую, приводит пример Морозов: этот кредит возьмут лишь единицы. По-настоящему востребованной финансовая услуга станет тогда, когда это предложение будет на стыке индустрий и основано на поведенческом шаблоне, считает он: например, человек выбирает машину, а банк в режиме онлайн предлагает ему специальные условия кредитования и страхования.

Но чтобы предложить человеку действительно нужную ему услугу, банк должен многое знать о нем, объясняет Морозов. Эпоха капиталистического рабовладения перейдет в эпоху технологического робовладения, шутит вице-президент по бизнес-технологиям «Тинькофф банка» Константин Маркелов: данные о пользователях сегодня – это нефть, завтра это ключевое конкурентное преимущество, делающее твои продукты и алгоритмы лучше, чем у конкурентов.

Риски финтеха

Финтех несет не только благо, упрощая жизнь потребителя, но и риски. Неравномерный доступ людей к технологиям ведет к увеличению цифрового неравенства, особенно ухудшая положение женщин и бедных, говорится в исследовании Всемирного банка и МВФ. Сохраняется и расовая дискриминация: обращавшимся за ипотекой афро- и латиноамериканцам предлагались более высокие ставки, нежели белокожим заемщикам, – как при обращении онлайн, где решение о выдаче принимает алгоритм, так и при личном общении с сотрудником банка, показало исследование Калифорнийского университета в Беркли. Другие вызовы финтеха – это защита потребителя, включая риски нарушения приватности и защиты данных, сложности с определением надежности контрагента и т. д.

Банки уже пытаются стать частью среды обитания клиента, чтобы удержать его: предлагают заказать столик в ресторане или билеты в театр через свои приложения, записаться к врачу через терминал в отделении, перечисляет Морозов. Сбербанк, например, в своей стратегии до 2020 г. делает ставку на создание экосистемы, окружающей клиента самыми разными сервисами, лишь несколько примеров: Docdoc (электронная система здравоохранения), Yandex Market (электронная коммерция), видеосервис Okko и т. д. «Тинькофф банк» развивает направление lifestyle, предлагая клиентам сервисы для путешествий, досуга (например, покупку билетов в театр) и т. д. Выживание банков в будущем будет зависеть от того, смогут ли они раньше других создать удобную дружелюбную экосистему вокруг потребителя, объясняет первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин.

В будущем традиционные банки могут занять три ниши, рассуждает Маркелов. Первая – это процессинг операций, примерно такую функцию сегодня выполняют провайдеры интернета – никто о них не задумывается, пользуясь Instagram или Telegram. Но вполне возможно, что эту инфраструктурную составляющую на себя возьмет государство (или монопольный игрок, подконтрольный государству), которому станет проще взаимодействовать с населением.

Вторая ниша – это расширение функций банков и удовлетворение самых разных повседневных потребностей пользователей. Тут банкам придется конкурировать с технологическими гигантами, онлайн-ритейлерами, доверие к которым уже выше, чем к банкам, и которые весьма успешно справляются с этой задачей, предупреждает Маркелов.

Третья ниша – это советы и рекомендации, и не только о финансах. Такой советник будет видеть все транзакции и покупки, всю активность пользователя, его показатели здоровья, физической формы, питания, его перемещения и успехи на работе, говорит Маркелов. Советник сможет составлять бюджет, подбирать выгодные покупки, искать скидки, рассказывать, как стать богаче, как сэкономить или как ярче проводить время, описывает он. В будущем искусственный интеллект будет играть роль доброго помощника человека, добавляет Ведяхин, у банков в этой области есть большие преимущества: значительный ресурс для инвестиций и большая база клиентов, про потребности которых они знают достаточно много.

В мире уже есть такие финансовые помощники, один из самых известных – американский Mint помогает собрать в одном приложении всю информацию по счетам, анализирует транзакции клиентов и дает советы. В России тоже есть компании, которые пытаются собрать данные о клиенте в одном приложении, но пока для этого нет технологической базы, позволяющей удостовериться, что к счету обращается его владелец.

Останутся ли отделения

В 2018 г., по данным ЦБ, число отделений банков в России уменьшилось с 35 494 до 31 752, и темпы их исчезновения ускоряются: с 8,7% в 2016 г. и 3,4% в 2017 г. до 10,5% в 2018 г. Растет доля взрослого населения, которое пользуется дистанционным доступом к банковским счетам, сообщал регулятор: за прошлый год – с 45,1% до 55,2%.

Банки все реже будут открывать новые отделения, но совсем в онлайн не уйдут
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Банки все реже будут открывать новые отделения, но совсем в онлайн не уйдут

Люди не хотят посещать банк, констатирует Морозов из PwC. Уже есть примеры рынков в Азии и Африке, где традиционная модель с развернутой сетью банковских отделений прижиться не успела, говорит директор Accenture в России Мария Гусева. На более традиционных рынках, в том числе российском, банки от стандартных форм общения с клиентом пока не отказываются. В ближайшие 5–7 лет отделениям в России точно быть, убеждена Гусева: они останутся связующим звеном между цифровым миром финансовых сервисов и человеком. Однако их роль существенно изменится, а количество снизится на порядок. В отделениях банк будет консультировать клиентов, учить пользоваться сервисами, настраивать их под конкретного человека, перечисляет Гусева.

В 2018 г. Сбербанк, обладающий сетью из 14 000 точек обслуживания, впервые зафиксировал снижение потока клиентов в отделениях. Но банк решил переломить эту тенденцию. Сбербанк решил не следовать мировому тренду сокращения сети, поскольку цифровое преимущество можно получить за два-три года, если есть много денег и хорошая команда, объясняет Ведяхин: «Но создать, как сейчас у нас, более 14 000 отделений во всех уголках России, я думаю, уже невозможно». Отделения будут использоваться в том числе для предоставления небанковских услуг, чтобы увеличить поток клиентов в офисы. Для этого Сбербанк даже планирует создать несколько отделений, объединенных с «Макдональдсом».

Отделения, по мнению Ведяхина, останутся, поскольку человек все равно будет жить в физическом мире, как бы ни развивался мир виртуальный. Бразильская банковская группа Bradesco, приводит пример Ведяхин, хотела было сократить сеть офисов, но правительство не поддержало эту инициативу, поскольку в отдаленных районах Амазонии коренное население не использует мобильный банк.

Платежи будущего

«Россия – очень продвинутая страна в плане платежных решений, наверное, только у нас можно везде заплатить смартфоном. Другой вопрос – как долго просуществует телефон в нашем сегодняшнем понимании, и я думаю, что через 20 лет их вид сильно изменится, а вместе с тем, возможно, исчезнут и Apple Pay, и Android Pay в их нынешнем виде», – размышляет Ведяхин.

Новые технологии максимально упростят взаиморасчеты: чтобы совершить транзакцию, достаточно будет просто захотеть, описывает Гусева, биометрия позволит это делать без специальных носителей – достаточно сказать, посмотреть, взмахнуть ладонью. Через 7–10 лет совершенно нормальной будет оплата с помощью биометрии, предсказывает и Ведяхин. По его словам, пластиковые карты через 5–7 лет исчезнут, проиграв биометрии. 93% участников опроса, проведенного Mastercard совместно с Оксфордским университетом в 2015 г., для подтверждения оплаты в интернете предпочли использовать свои биометрические данные, а не вводить пароли.

Не исключено, что кредитные и дебетовые карты станут через 5-7 лет – устаревшим способом платежа
Фото: Максим Стулов / Ведомости
Не исключено, что кредитные и дебетовые карты станут через 5-7 лет – устаревшим способом платежа

Помимо тех транзакций, решение о которых принимает человек, есть множество повседневных операций, которые можно совершать и без участия человека, добавляет Гусева. Настроив свои предпочтения, человек сможет доверить эти операции «цифровому финансовому ассистенту». Платежи IoT (в интернете вещей) будут инициироваться устройствами, предсказывает Гусева.

Платежно-расчетные продукты в рознице будут все больше отдаляться от сберегательных и кредитных, то есть банки перестанут быть универсальным гибридом платежной фабрики и управляющего капиталом, считает партнер Bain&Co Егор Григоренко. В будущем немногочисленные технологические лидеры в платежной зоне будут существовать отдельно от квалифицированных управляющих активами – более специализированных и более многочисленных, говорит он.

Четверка DARQ

Новым трендом становится внедрение технологий постцифровой эпохи, так называемой «четверки DARQ»: технологии распределенных реестров (distributed ledgers), искусственный интеллект (artificial intelligence), расширенная реальность (extended reality) и квантовые вычисления (quantum computing), говорится в исследовании Accenture Banking Technology Vision 2019. С этими технологиями уже экспериментируют 90% опрошенных банков.

Технологии искусственного интеллекта используют 43% опрошенных банков, распределенные реестры – 41%. Квантовые вычисления и расширенная реальность – это перспектива уже 5–10 лет, заключает Гусева. В ближайшие 20 лет доступ к развитому искусственному интеллекту станет определяющим фактором доминирования как государств, так и компаний, включая банки, считает Маркелов: сегодня алгоритмы обыгрывают любого человека в шахматы, а через 20 лет они будут эффективней и качественней обслуживать клиентов, находить мошенников, подбирать продукты, определять платежеспособность.

Ведяхин среди новых технологий выделяет дополненную реальность: с ее помощью человек сможет получать большое количество информации об окружающем мире, например, как в случае с Google Glasses. По оценкам Gartner, к 2020 г. порядка 100 млн человек будут осуществлять покупки в виртуальной реальности, указывает он и рассчитывает, что виртуальная реальность найдет свое применение и в банковской сфере. Согласно исследованию американской компании Avaya, почти половине поколения миллениалов интересны инструменты анализа расходов в режиме реального времени, а это означает, что технологии виртуальной реальности являются идеальным решением для визуализации расходов и прогнозирования накоплений, приводит пример Ведяхин. Точно так же для оптимизации сбережений можно использовать и технологии дополненной реальности. В Сбербанке есть лаборатории виртуальной дополненной реальности: лучший способ подготовиться к будущему – это определять будущее, считает Ведяхин.