Одежда
Одежданазад

Дизайнеры, которые решат, что мы будем носить

Креативные директоры Gucci и Valentino, модельеры из Скандинавии

Анна Шилова

Мода – труднопрогнозируемое явление, большинство ярких дизайнеров появлялись внезапно, и гениальность их в большой степени заключалась именно в способности создавать нечто совершенно неожиданное и наперекор действующим вкусам. Тем не менее, если индустрия будет двигаться в том же направлении, что и сейчас, можно предположить, что направлять ее будут именно эти дизайнеры.

Алессандро Микеле, креативный директор Gucci

Алессандро Микеле стал креативным директором Gucci в январе 2015 г., сменив в этой должности свою начальницу Фриду Джаннини. «Gucci утратил все свое чувство соответствия моде» – так подытожил многолетнюю работу Джаннини гендиректор бренда Марко Бицарри. Микеле он выбрал потому, что искал кого-то достаточно сумасшедшего, чтобы осуществить максимально резкий поворот стилистики Gucci и восстановить ее репутацию как флагмана инновационности и креативности.

Микеле не подвел: предложив образ, абсолютно отличный от конкурентов, он угадал главные настроения моды, от гендерной амбивалентности и максимализма до ugly fashion и логомании. Первая коллекция Микеле, которая сейчас кажется даже сдержанной, стала бомбой и коммерческим хитом, не дожив до старта распродаж. Дальше Микеле уже не стеснялся: еще больше безудержных сочетаний рисунков, оборок, ярких цветов, меха, аксессуаров, логотипов марки – и в мужских, и в женских коллекциях. Абсолютная свобода самовыражения, которая должна стать одним из главных направлений моды в ближайшие годы.

Пьерпаоло Пиччоли, креативный директор Valentino

В самостоятельное плаванье Пиччоли ушел уже взрослым человеком и состоявшимся дизайнером. С 2008 г. он возглавлял Valentino в дуэте с Марией Грацией Кьюри (сменив в роли главного дизайнера основателя марки Валентино Гаравани), а с 2016 г. стал единственным креативным директором. Работа соло, похоже, активизировала весь потенциал Пиччоли, позволив ему стать главным мастером современной высокой моды. Он один из немногих дизайнеров, чьи показы посещают не только клиенты и пресса, но и коллеги-дизайнеры.

Пиччоли – главный современный большой художник моды. Дизайнер безупречного вкуса, он одинаково хорошо работает как с высокой модой, создавая для подиума уникальные вещи тонкой работы, так и с модой коммерческой: узнаваемые туфли, сумки и другие аксессуары с шипами из линии Rockstud, одни из самых продаваемых в мире (в своих категориях). Мужские коллекции Valentino усилиями Пиччоли также изменились до неузнаваемости: вместо консервативных костюмов клиентам стали предлагать остро модную одежду.

Айрис ван Херпен, основатель и главный дизайнер Iris van Herpen

Ван Херпен основала марку своего имени в 2007 г. Голландка по происхождению, она стала приглашенным участником парижского Синдиката высокой моды и с января 2011 г. показывает свои коллекции на Неделях высокой моды в Париже.

Коллекции Iris van Herpen – настоящая «одежда будущего». Ван Херпен была одной из первых, кто стал использовать 3D-печать, наноматериалы, а также вырезать платья из целлюлозы, как скульптуры, и обрабатывать материалы лазером. Все это – без ущерба для эстетики.

Дизайнеры Скандинавии

По мнению многих аналитиков моды, время дизайнеров-звезд, единолично определявших моду, уходит. Им на смену будут приходить дизайнерские школы или сообщества, чьи ценности и творчество отвечают главным вызовам современной моды: устойчивость, разнообразие и диверсификация, технологии. Пока под это определение больше всего подходят дизайнеры из скандинавских стран.

Недели моды в Осло, Стокгольме и Копенгагене за последние десять лет сильно упрочили свои позиции в глобальной моде. Главная тема, которая местным дизайнерам пока удается лучше всех в мире, – устойчивость. То есть такой процесс творчества, жизни и производства, который не меньше, чем дизайну, уделяет внимание вопросам экологичности, этичности и ответственному потреблению.

Надеж Ване-Цыбульски, креативный директор женских коллекций одежды Hermes

В 2016 г. Надеж Ване-Цыбульски стала первой женщиной, возглавившей дизайнерскую команду женской линии дома Hermes в истории марки. До нее эту должность занимали дизайнеры первого ряда – Мартин Маржела, Жан-Поль Готье, Кристоф Лемер.

Коллекции Hermes авторства Ване-Цыбульски – эталон современного воплощения понятий «шик», «хороший вкус», «аристократизм». Без клишированных приемов с кроссовками, спортивной одеждой и oversize-силуэтами она создает коллекции одновременно удобные и практичные, но при этом модные, женственные и элегантные.

Фиби Файло, бывший креативный директор Celine и Chloe

Сейчас английский дизайнер Фиби Файло без работы. С должности креативного директора Celine она ушла в 2017 г., заявив, что хочет уделять больше времени семье. С тех пор профильная пресса много раз назначала ее в главные дизайнеры ведущих модных марок, от Burberry до Chanel. В то, что предложения у нее точно есть, верится очень охотно: однажды она уже брала перерыв, уйдя на три года после успешной работы в Chloe. Отдохнув, она вернулась в авангард моды, чтобы в Celine фактически единолично вернуть в моду минимализм.

Файло во многом придумала одежду для современной женщины: элегантную, минималистскую и свободную от стереотипов женственности. Свою стилистику она сама формулировала как «красота плюс интеллект»: белые сорочки, брючные костюмы, строгие длинные пальто, силуэт оверсайз, крой 1980-х, минимум цвета. Файло стала первой из дизайнеров марок класса люкс, кто снимал для рекламы моделей с минимумом макияжа или вовсе без него. Если ей один раз удалось создать полноценное модное направление, вполне возможно, получится еще.

Демна Гвасалия, креативный директор Balenciaga и Vetements

Сольная карьера уроженца Сухуми Демны Гвасалии началась в 2014 г., когда они с братом Гурамом создали Vetements. Параллельно в 2015 г. он занял должность креативного директора Balenciaga. За считанные месяцы коллекции Гвасалии превратились в самый обсуждаемый феномен моды, а сам он – в одного из самых влиятельных современных дизайнеров.

В обеих марках Гвасалия стал работать наперекор почти всем правилам индустрии. Он отказался от традиционных форматов показов, стал приглашать для демонстрации коллекций не профессиональных моделей традиционной внешности, а обычных людей разного возраста и телосложения. Оказавшись главным пропагандистом иронии и того, что называется ugly fashion – «уродливой модой», состоящей из футболок за 800 евро, огромных кроссовок и тренировочных штанов, Гвасалия определил направление развития всей модной индустрии.